Тема Всемирного дня безопасности пациентов в 2024 году была сформулирована как «Улучшение диагностики для безопасности пациентов», а его лозунг – как «Не допускайте ошибок, помните о безопасности!».
Всемирный день безопасности пациентов служит поводом повысить осведомленность населения и укрепить сотрудничество между пациентами, медицинскими работниками, политиками и лидерами здравоохранения в интересах повышения безопасности получателей медицинской помощи.
Диагноз определяет суть заболевания пациента и является условием для получения необходимой помощи и лечения. Диагностические ошибки имеют место в тех случаях, когда не удается правильно и вовремя объяснить состояние пациента, в результате чего диагноз ставится неправильно или слишком поздно либо врачу не удается распознать заболевание или грамотно разъяснить его пациенту.
Надежность диагностики можно существенно повысить путем устранения системных проблем и когнитивных факторов, которые могут приводить к диагностическими ошибкам. К системным факторам относятся недостатки организации, повышающие вероятность диагностических ошибок, в том числе неэффективная коммуникация между медицинскими работниками или между медицинскими работниками и пациентами, чрезмерная рабочая нагрузка и рассогласованность действий в команде. Когнитивные факторы включают особенности подготовки и опыта клиницистов, а также предрасположенность к искажениям восприятия, усталости и стрессу.
Правильная и своевременная постановка диагноза – это первый шаг к профилактическим мероприятиям и эффективному лечению.
Диагностические ошибки составляют 16% предотвратимого вреда здоровью пациентов и распространены во всех учреждениях здравоохранения. К таким ошибкам могут относиться пропущенные, ошибочные, запоздалые или неправильно сформулированные диагнозы. Они способны ухудшить состояние пациента, а в ряде случаев привести к длительной или тяжелой инвалидности и даже к смерти, а также к увеличению расходов на медицинское обслуживание.
Понимание диагностического процесса – это ключ к уменьшению количества ошибок.
Диагностический процесс включает в себя целый ряд последовательных этапов, в том числе первичное обращение пациента, изучение анамнеза и осмотр пациента, диагностическое обследование, обсуждение и представление результатов, взаимодействие и координацию, постановку окончательного диагноза и составление плана лечения, наблюдение и повторное обследование. Ошибки возможны на любом из этих этапов.
Для устранения диагностических ошибок существует целый ряд решений.
Директивные органы и руководители учреждений здравоохранения должны создавать благоприятную рабочую обстановку и предоставлять качественные средства диагностики; медико-санитарных работников нужно стимулировать к постоянному совершенствованию профессиональных навыков и устранению неосознанной предвзятости в суждениях; а пациентам следует оказывать поддержку, чтобы они активно участвовали в диагностическом процессе.
Постановка диагноза – это коллективное усилие.
Для правильной и своевременной постановки диагноза необходимо взаимодействие между пациентами, их семьями, осуществляющими уход лицами, медико-санитарными работниками, руководителями учреждений здравоохранения и директивными органами. Все заинтересованные стороны должны участвовать в формировании диагностического процесса и иметь возможность высказывать любые опасения.
Цели Всемирного дня безопасности пациентов 2024
Повысить глобальную осведомленность об ошибках в диагностике, влекущих за собой причинение вреда пациентам, и подчеркнуть ключевую роль правильной, своевременной и безопасной диагностики в обеспечении безопасности пациентов.
Привлечь особое внимание к безопасности диагностики в рамках политики обеспечения безопасности пациентов и клинической практики на всех уровнях здравоохранения в соответствии с Глобальным планом действий по обеспечению безопасности пациентов на 2021-2030 гг.
Укрепить сотрудничество между директивными органами, руководящими структурами здравоохранения, медицинскими работниками, организациями пациентов и другими заинтересованными сторонами в развитии безошибочной, своевременной и безопасной диагностики.
Предоставить пациентам и их семьям возможность активно взаимодействовать с медицинскими работниками и руководящими структурами здравоохранения для улучшения диагностических процессов.